Версия сайта
для слабовидящих
Добро пожаловать на сайт МАУ ДО "ЦВР"!

       В первый день ВЕСНЫ  2018 года  в Центре внешкольной работы прошло очередное занятие «Русская народная тряпичная кукла», учебного блока «Народная кукла»,  который входит в творческую мастерскую «Чудеса России».

     Занятие подготовили педагоги: «Юный дизайнер» - Ревенкова Елена Ивановна, «Макраме» - Савалова Татьяна Станиславовна, «Забава» - Перегримова Елена Юрьевна.

     Для занятия было приготовлено: лоскуты ткани из белой ткани разных размеров, лоскуты ткани из цветной ткани разных размеров, синтепон (наполнитель), кружево, газета, катушка белых ниток, нити – ирис, ножницы, карточки с определением цели занятия, стикеры, бумажные детали в виде цветочка для распределения по группам, сладкий приз.

 Также для учащихся были оформлены:

  1. Выставка с картинками - образцами русской народной куклы.
  2. Композиция с предметами русской избы (половик, салфетка-ришелье, коромысло, утюг, подсвечник, кувшин, туес из бересты).
  3. Выставка кукол- столбушек, кукол-оберегов.
  4. Плакат для определения цели занятия, плакат для определения достижения цели занятия.

 Цель творческой мастерской: формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через изготовление народной куклы

 Предварительно  каждый педагог на своих занятиях провёл  беседу о русских народных куклах с показом их изображений в виде картинок.

      Началось занятие с приветствия и  пожелания всем присутствующим отличного настроения, тепла,  яркого солнца, много улыбок. Это были педагоги, родители и учащиеся.

   

 

     Ведущая занятия пригласила всех в путешествие, в старину глубокую, прочитав загадку.

Платья носит, есть не просит,

Всегда послушна, но с ней не скучно.

     Девочки, конечно же, отгадали, что это кукла. Рассмотрели любимых кукол, которые участники занятия принесли с собой. Обсудили, из какого же материала они сделаны? Конечно из пластмассы. Поговорили о куклах далёких времён, из чего их делали: из дерева, соломы, глины, ткани.

    Девочкам раздали карточки, на которых были написаны цели, чтобы они сами  для себя определили самые важные (3):

  

 

 

 На доске были отмечены ответы.

Далее девочкам было предложено выбрать понравившийся цветок (голубой, красный, жёлтый), чтобы поделиться на группы и отправиться в путешествие по станциям. На станциях, им предстояло вспомнить все те знания, которые они получили на предварительной беседе на занятии.

 

1 станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ»

Участницы ответили на вопросы небольшой викторины:

1.Когда возникли первые игрушки?(в глубокой древности)

2.Из чего они делались? (из соломы)

3.Какие группы кукол вы знаете? (обереги, игровые, обрядовые)

4.Почему у древних славян  куклы не имели лица? (считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг)

5.Почему куклу называют самодельной? (она сделана своими руками)

 

Баба Таня

 

 

  • Станция «КУКОЛЬНАЯ»

На станции надо было вспомнить  разнообразие и обрядовое предназначение народной куклы, найти их изображение на карточках и рассказать о них.

  1.Кукла «УСТИНЬЯ» - особая кукла для создания семьи. Если парень ухаживал за девушкой, да всё сватов не засылал, ему подкладывали на крыльцо лыковую куклу. (ЛЫКО -   (волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб.)

2.Кукла «Капустка» - на окне обозначала, что девушка «созрела», можно сватов засылать.

3.Неразлучники – муж и жена – две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Именно для этого дарилась эта кукла. В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчании в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невестку и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя.

4.Ангелочек- делали в подарок на именины. Изготовлялась из светлой ткани, из 4-х квадратов. Из самого большого квадрата делали туловище и голову, два одинаковых поменьше – для крыльев, а совсем маленький – для нимба. (НИМБ - условное обозначение сияния вокруг головы изображений Христа, Богоматери, святых )

5.ЗАЙЧИК на пальчик – делали детям с 3-х лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становится скучно или страшно к нему можно обратиться, как к другу или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, разговаривают, как с живым человеком.

 

   

 

  1. Станция «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ», на ней девочки еще раз повторили некоторые секреты народной куколки.
  2. Как называют куклу, которую сжигают на Проводах Зимы? (Масленица)
  3. Какова главная ценность традиционной народной куклы? (она является частью культуры всего человечества, сохраняет в своём образе самобытность, характерные черты создающего её народа
  4. А почему кукла обычно была девочкой, почему, по вашему мнению, предпочитался женский образ? (здесь проявилась древняя традиция почитания женского божества, женщины, утвердились нравственные, этические нормы: девочка будет хозяйкой в доме, матерью)

4.Какой материал использовали для изготовления тряпичных кукол в крестьянской семье (ситец)

5.Почему в наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет? (это цвет солнца, тепла, здоровья)

 

   

 

   

После путешествия в актовом зале участники занятия поиграли в народные игры «РУЧЕЁК» и «ЗОЛОТЫЕ  ВОРОТА».

     Затем все перешли в кабинет №9, где  оформление напоминало убранство русской народной избы, организована выставка предметов кухонно утвари, куклы- столбушки, куклы-обереги.

     Дети и гости расселись по местам. Ведущая занятия объявила мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы оберега под названием «Берегиня».

  

  Главная задача куклы заключалась в защите от напастей, она должна была оберегать всех домочадцев от злых духов, была экзаменом по шитью и рукоделию. Эту куклу девочки начинали сами делать в возрасте 12 лет. Красивый и аккуратный оберег свидетельствовал о готовности к замужеству.

   

Самые лучшие экземпляры складывались в сундук и становились частью приданого девушки. Отдавая дочь замуж, мать обязательно дарила ей берегиню, сделанную своими руками, таким образом,  благословляя её на брак.

Каждая подгруппа под руководством педагога выполняла свою куклу- оберег. Для этого для девочек был приготовлен пакет со всеми принадлежностями для изготовления куклы. Кукла выполнялась в своей последовательности самостоятельно каждым ребёнком.

Куклы «Берегини» готовы,

Покажите нам обновы,

Похвалитесь рукоделием,

Мастерством своим, умением.

 

          В конце занятия учащихся вернули к теме и цели занятия и попросили ответить на вопросы:

- Как вы думаете, ваша цель достигнута?

-  Что-то узнали нового?

- Получилось всё отлично или не получилось?

Были розданы карточки с ответами:

Больше всего ответов получила карточка «Получила удовольствие».

   

   

  

       Закончилось  занятие словами Александра Сергеевича Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», так давайте же будем любить и бережно относиться к культуре нашего народа, к своим родовым корням, ведь только из прошлого произрастает будущее!

     Учащихся поблагодарили за занятие, раздали сладкое угощенье.