В первый день ВЕСНЫ 2018 года в Центре внешкольной работы прошло очередное занятие «Русская народная тряпичная кукла», учебного блока «Народная кукла», который входит в творческую мастерскую «Чудеса России».
Занятие подготовили педагоги: «Юный дизайнер» - Ревенкова Елена Ивановна, «Макраме» - Савалова Татьяна Станиславовна, «Забава» - Перегримова Елена Юрьевна.
Для занятия было приготовлено: лоскуты ткани из белой ткани разных размеров, лоскуты ткани из цветной ткани разных размеров, синтепон (наполнитель), кружево, газета, катушка белых ниток, нити – ирис, ножницы, карточки с определением цели занятия, стикеры, бумажные детали в виде цветочка для распределения по группам, сладкий приз.
Также для учащихся были оформлены:
- Выставка с картинками - образцами русской народной куклы.
- Композиция с предметами русской избы (половик, салфетка-ришелье, коромысло, утюг, подсвечник, кувшин, туес из бересты).
- Выставка кукол- столбушек, кукол-оберегов.
- Плакат для определения цели занятия, плакат для определения достижения цели занятия.
Цель творческой мастерской: формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через изготовление народной куклы
Предварительно каждый педагог на своих занятиях провёл беседу о русских народных куклах с показом их изображений в виде картинок.
Началось занятие с приветствия и пожелания всем присутствующим отличного настроения, тепла, яркого солнца, много улыбок. Это были педагоги, родители и учащиеся.
Ведущая занятия пригласила всех в путешествие, в старину глубокую, прочитав загадку.
Платья носит, есть не просит,
Всегда послушна, но с ней не скучно.
Девочки, конечно же, отгадали, что это кукла. Рассмотрели любимых кукол, которые участники занятия принесли с собой. Обсудили, из какого же материала они сделаны? Конечно из пластмассы. Поговорили о куклах далёких времён, из чего их делали: из дерева, соломы, глины, ткани.
Девочкам раздали карточки, на которых были написаны цели, чтобы они сами для себя определили самые важные (3):
На доске были отмечены ответы.
Далее девочкам было предложено выбрать понравившийся цветок (голубой, красный, жёлтый), чтобы поделиться на группы и отправиться в путешествие по станциям. На станциях, им предстояло вспомнить все те знания, которые они получили на предварительной беседе на занятии.
1 станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ»
Участницы ответили на вопросы небольшой викторины:
1.Когда возникли первые игрушки?(в глубокой древности)
2.Из чего они делались? (из соломы)
3.Какие группы кукол вы знаете? (обереги, игровые, обрядовые)
4.Почему у древних славян куклы не имели лица? (считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг)
5.Почему куклу называют самодельной? (она сделана своими руками)
Баба Таня |
- Станция «КУКОЛЬНАЯ»
На станции надо было вспомнить разнообразие и обрядовое предназначение народной куклы, найти их изображение на карточках и рассказать о них.
1.Кукла «УСТИНЬЯ» - особая кукла для создания семьи. Если парень ухаживал за девушкой, да всё сватов не засылал, ему подкладывали на крыльцо лыковую куклу. (ЛЫКО - (волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб.)
2.Кукла «Капустка» - на окне обозначала, что девушка «созрела», можно сватов засылать.
3.Неразлучники – муж и жена – две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Именно для этого дарилась эта кукла. В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчании в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невестку и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя.
4.Ангелочек- делали в подарок на именины. Изготовлялась из светлой ткани, из 4-х квадратов. Из самого большого квадрата делали туловище и голову, два одинаковых поменьше – для крыльев, а совсем маленький – для нимба. (НИМБ - условное обозначение сияния вокруг головы изображений Христа, Богоматери, святых )
5.ЗАЙЧИК на пальчик – делали детям с 3-х лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становится скучно или страшно к нему можно обратиться, как к другу или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, разговаривают, как с живым человеком.
- Станция «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ», на ней девочки еще раз повторили некоторые секреты народной куколки.
- Как называют куклу, которую сжигают на Проводах Зимы? (Масленица)
- Какова главная ценность традиционной народной куклы? (она является частью культуры всего человечества, сохраняет в своём образе самобытность, характерные черты создающего её народа
- А почему кукла обычно была девочкой, почему, по вашему мнению, предпочитался женский образ? (здесь проявилась древняя традиция почитания женского божества, женщины, утвердились нравственные, этические нормы: девочка будет хозяйкой в доме, матерью)
4.Какой материал использовали для изготовления тряпичных кукол в крестьянской семье (ситец)
5.Почему в наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет? (это цвет солнца, тепла, здоровья)
После путешествия в актовом зале участники занятия поиграли в народные игры «РУЧЕЁК» и «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА».
Затем все перешли в кабинет №9, где оформление напоминало убранство русской народной избы, организована выставка предметов кухонно утвари, куклы- столбушки, куклы-обереги.
Дети и гости расселись по местам. Ведущая занятия объявила мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы оберега под названием «Берегиня».
Главная задача куклы заключалась в защите от напастей, она должна была оберегать всех домочадцев от злых духов, была экзаменом по шитью и рукоделию. Эту куклу девочки начинали сами делать в возрасте 12 лет. Красивый и аккуратный оберег свидетельствовал о готовности к замужеству.
Самые лучшие экземпляры складывались в сундук и становились частью приданого девушки. Отдавая дочь замуж, мать обязательно дарила ей берегиню, сделанную своими руками, таким образом, благословляя её на брак.
Каждая подгруппа под руководством педагога выполняла свою куклу- оберег. Для этого для девочек был приготовлен пакет со всеми принадлежностями для изготовления куклы. Кукла выполнялась в своей последовательности самостоятельно каждым ребёнком.
Куклы «Берегини» готовы,
Покажите нам обновы,
Похвалитесь рукоделием,
Мастерством своим, умением.
В конце занятия учащихся вернули к теме и цели занятия и попросили ответить на вопросы:
- Как вы думаете, ваша цель достигнута?
- Что-то узнали нового?
- Получилось всё отлично или не получилось?
Были розданы карточки с ответами:
Больше всего ответов получила карточка «Получила удовольствие».
Закончилось занятие словами Александра Сергеевича Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», так давайте же будем любить и бережно относиться к культуре нашего народа, к своим родовым корням, ведь только из прошлого произрастает будущее!
Учащихся поблагодарили за занятие, раздали сладкое угощенье.